МБОУ "Казаковская ОШ"  Родительский сайт    6+

Родительский лекторий

 

…родители обязаны отдавать отчет своим сыновьям и дочерям, ставшим полноправны­ми гражданами страны, о том, как они воспитывали их, какие воспитательные цели ставили перед собой, какой идеал человека хотели воплотить в них. Они обязаны говорить им правду: как и с какой ответственностью стре­мились выполнить свой долг — долг родителей — перед обществом и перед ними самими, теперь уже полно­правными членами этого общества. Кто-то из родителей может запротестовать: мы родили, воспитали ребенка, а теперь и отчитываться перед ним? Да, наши дети имеют на это право, и мы обязаны говорить им правду, объясняя, чего не успели, не смогли, не додумались дать им в свое время. Такое откровение, я убежден, станет основой для углубления взаимоотношений и взаи­мопонимания между родителями и их взрослыми детьми, поможет и нашим детям осознать себя как будущих роди­телей…
…мы попытались определить систему отношений, ко­торая могла бы стать желательной программой для воспи­тания твоей личности в семье. Лосле долгих размышле­ний наши знания, наш опыт, наши идеалы и убеждения продиктовали нам схему, которую привожу ниже. Схема системы отношений, которые нам хотелось бы воспитать и внушить сыну:
к людям — сопереживающее;
к родине — преданное;
к жизни — радостное;
к политике — идейное;
к труду — потребностное;
к действительности — созидательное;
к общему достоянию — бережливое;
к своему долгу—ответственное;
к самому себе — требовательное;
к родителям и родным — заботливое;
к товарищам — доброжелательное;
к народам — интернациональное;
Я определил и основные принципы жизни, которые также намеревался внушить тебе: справедливость, са­мостоятельность, коллегиальность, честность, убежден­ность, скромность, непосредственность.
Не знаю, насколько полно отражает эта схема ту систе­му отношений, которая складывается в нашем развиваю­щемся обществе. Но главное, я думаю, в ней все же отражено.

…воспитание создает в каждом отдельном ребенке осо­бое сочетание, особый сплав души, сердца и ума, при­менив в качестве сырья обнаруженные нами в нем же самом "эти бесценные «вещества». Хорошее воспита­ние находит в ребенке большие богатства души, сердца и ума, облагораживает и обогащает их и создает из них сплав уникального сочетания. В нем честный ум не может существовать без чистого сердца и чистой души. Они одухотворяют честный ум стремлением тво­рить добро.
Такое сочетание души, ума и сердца, такой уникаль­ный   сплав можно получить не в каких-то стериль­ных, оторванных от жизненных сложностей лаборато­риях, не где-то в облаках, далеких от беспокойной зем­ной жизни, а в гуще нашей повседневной суеты, наших забот, радостей и огорчений. Цели и устремления людей озаряют наши будни думой о будущем, а гуманность отношений между людьми согревает их оптимизмом. А если это так, то и вывод, ставший для меня основопола­гающим в моей воспитательной деятельности, думаю, то­же закономерен: в гуманистическом обществе воспита­ние может быть только гуманистическим.
Главным методом гуманистического воспитания я при­знаю человеческое общение. Я его мыслю как заботу друг о друге, как жизнь, в процессе которой люди дарят друг другу самое дорогое, что у них есть,— жизнь.

… Витторино де Фельтре в начале XV века построил для детей «Дом радости».
Ян Амос Коменский в XV11 веке строил «Великую дидактику», гарантирующую учителям и учащимся прият­ное, радостное обучение и основательные успехи.
Иоганн Генрих Песталоцци в XVII—XIX веках в своих воспитательных учреждениях в Нейхофе, Станце, Бург-дорфе и Ивердоне стремился к возбуждению ума детей, к активной познавательной деятельности, этому учил он родителей.
Константин Дмитриевич Ушинский в XIX веке призывал к обучению, в котором серьезные занятия стали бы для детей занимательными, советовал пап учителям завоевать любовь своих учеников, изгнать из класса скуку и не оставлять ни на одну минуту ни одно дитя без дела.
Надежда Константиновна Крупская, мечтая о школе будущего, видела в ней условия для «свободной ассоциа­ции учащихся, ставящих себе целью путем совместных усилий проложить себе дорогу в царстве мысли», из этой школы должно быть изгнано всякое принуждение.
Антон Семенович Макаренко доказал, что доверие, уважение и справедливое требование к воспитаннику являются одним из основных принципов формирования жизнерадостного, целеустремленного коллектива.
Януш Корчак продемонстрировал суть и огромное зна­чение истинной педагогической любви к ребенку, верил, что только на основе любви возможны воспитание и пре­образование детей, их самовоспитание и самосовершен­ствование.
Василий Александрович Сухомлинский своей «школой радости» вселил в нас веру во всемогущую силу радости познания, утверждения в каждом школьнике успехов в познании, чувства доверия к своим способностям.
Каждый день в газетах пишут о творческих педаго­гах, о них рассказывают по радио и телевидению — учи­теля эти творят современные чудеса на своих сорокапятиминутных уроках, они вводят детей в глубь науки, раз­жигают в них страсть к постоянному самообразованию, возбуждают в них любовь к учению.
И как было бы хорошо, если бы были созданы учебники по педагогике, пронизанные пафосом педагогической любви и уважения к детям, пафосом утверждения в них радости познания, пафосом нашего доверия к ним, наше­го сотрудничества, совместного поиска, совместных от­крытий.
Я верю в силу такого воспитания и обучения, то есть воспитания и обучения с позиций самих же детей, с позиций гуманистических начал. И еще верю в то, что, оказавшись в таких условиях, ребенок полюбит учение, и трудности в учении и познании приобретут для него со­вершенно иной психологический смысл — они станут условиями переживания радости.

… тогда бы загорелось его маленькое сердце, и его осе­нила бы мысль, и он с детской искренностью произнес бы следующее от имени миллионов своих сверстников:
«Дорогие наши воспитатели, мамы и папы, учителя, милые люди, любящие нас и заботящиеся о нас!
Берите нас такими, какие мы есть, и сделайте нас такими, какими должен стать каждый из нас!
Мы будем сопротивляться, шалить, прятаться, хитрить, мы будем радоваться жизни и стремиться к удовольстви­ям. Ибо это в нашей натуре.
Зачем возмущаться тем, что у нас пока еще нет здраво­го смысла? Он придет к нам с помощью ваших добрых забот, может быть, не сразу и не очень скоро.
Не надо видеть в нас взрослых, себе подобных, а за­тем удивляться тому, как мы недогадливы, непонятливы, неблагодарны.
Лучше принимайте нас с нашими недостатками и помо­гите нам преодолеть их. Только уважайте наше чувство радости, которое мы находим в наших шалостях, неустан­ных играх, сопротивлении, сиюминутных удовольствиях.
Принимайте все это как наши детские болезни, против которых вы никогда не сможете найти вакцины, и лечите нас так, чтобы не было нам очень больно, то есть не лишай­те нас наших радостей.
Если окажется, что в нас мало усидчивости, мы лени­вы, не желаем учиться, не надо ставить нам это в вину. Это не вина, а беда наша. Не будете же вы ругать человека за то, что он находится в яме, сам не понимая, почему и как он туда попал? И не будете же вы ругать его за то, что он не может выбраться оттуда, а может быть, вовсе не догадывается, что надо выбраться? Скорее всего вы проявите к нему доброту, спустите ему веревку и на­учите, как выбраться, поможете ему выбраться на свет, а затем покажете, какой этот свет многоцветный.
Так помогите нам тоже пристраститься к познанию, к учению, научите, как надо добывать знания и совер­шенствовать себя.
Нам трудно понять вас. Потому мы и дети. Вы должны разгадать нас. Потому вы и взрослые»

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»